Нaвигация

Главная

Сведения об образовательной организации

Основные сведения

Структура и органы управления образовательной организацией

Документы

Образование

Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав

Телефонный справочник

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

Платные образовательные услуги

Финансово-хозяйственная деятельность

Вакантные места для приема (перевода)

Педагогический совет

Наблюдательный совет

План работы на год

Информация о рассмотрении жалоб граждан

Для вопросов и предложений

Проекты

Международные

Tempus

Федеральные

Приоритетный национальный проект "Образование"

ФИП «Модель повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров"

Региональные

Конкурсы с педагогами

Конкурсы с обучающимися

Конкурс лучших учителей 2016

Услуги

Повышение квалификации

Переподготовка

Дополнительное образование детей и взрослых

Аттестация кадров

Лицензирование, аккредитация образовательных организаций

Работы

Мониторинги

Центр качества ​образования

Учебно-методическое объединение в системе общего образования Новгородской области

Учебно-методическое объединение в системе среднего профессионального образования Новгородской области

Воспитание в системе образования

Методическая копилка

Ресурсный центр методического обеспечения дополнительного образования

Инновационная деятельность

В сфере физической культуры

Система менеджмента качества (СМК)

Научная деятельность

Экспертная деятельность

Международная деятельность

Олимпиады

Школа "София"

Региональный координационный центр

Дистанционное обучение

Дистанционный модуль ФГОС ДО

Вебинары НИРО

Центр дистанционного обучения

Центр дистанционного обучения на иностранных языках

Платные услуги

Реализация Концепции математического образования в Российской Федерации

Реализация антикоррупционной политики и антикоррупционного образования

Библиотека НИРО

Фотогаллерея

Видеоматериалы

Редакционно-издательская деятельность НИРО

Научно-методическое издание «Новгородское образование»

Портал "Педсовет для всех"

Газета "НИРОинформ"

Газета "Образование info"

Профсоюзный комитет

Общежитие

Паспорт дорожной безопасности

Сайты партнеров

Каталог ссылок

Вы здесь

Главная

В рамках реализации указов Президента по реализации государственной политики в области образования и науки,  в Новгородской области  утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования в Новгородской области» на 2013-2018 годы. Одним из показателей повышения эффективности и качества услуг в сфере общего образования, соотнесенных с этапами перехода к эффективному контракту, является «удельный вес численности учителей в возрасте до 30 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций». К 2018 году их доля должна составить не менее 20 %. (для сравнения, в 2012 г. - 8,5%).

В настоящее время согласно оперативным данным Департамента образования, науки и молодежной политики Новгородской области на 01 сентября 2013 года в общеобразовательные учреждения области приступили к работе 123 молодых специалиста (из них 109 - в городские, 14 - в сельские учреждения).

Лидерами по количеству молодых специалистов, пришедших на работу в образовательные организации, стали: Великий Новгород - 79 человек, Боровичский муниципальный район - 12 человек, Новгородский  муниципальный район – 9 человек. Из 123 молодых специалистов: 76 учителей, 36 воспитателей; 5 педагогов-психологов; других специалистов - 6. Наибольшее количество составляют учителя иностранного языка - 23; начальных классов - 17;  физической культуры - 10.

Отсутствуют молодые специалисты в Батецком, Волотовском, Маревском, Мошенском, Парфинском, Старорусском, Холмском муниципальных районах.

Процент учителей в возрасте до 30 лет (включительно) от общей численности учителей в образовательных организациях в 2013 году составляет 10%.

Как показывает анализ данных мониторинговых исследований, в т.ч. федерального электронного мониторинга НОИ «Наша новая школа», сайтов муниципальных образований, информации муниципальных районов, анкетирования слушателей курсов повышения квалификации «Введение в должность для молодого учителя» работа по привлечению молодых специалистов связана с оказанием социальной поддержки (решение жилищных проблем, материальное стимулирование), методическим сопровождением, профориентацией обучающихся. Остановимся подробнее на каждом из направлений.

В рамках социальной поддержки большая работа осуществляется, в частности, Демянским муниципальным районом. Молодым специалистам ежемесячно выплачивается компенсация по оплате за съём жилья – 3 000 рублей, а также компенсируют расходы по оплате коммунальных услуг: за жилое помещение, за электроснабжение (100%), за отопление в домах с центральным отоплением, за приобретение и доставку твёрдого топлива для домов с печным отоплением, за газ, потребляемый газовыми котлами. Осуществляются выплаты ежемесячной денежной компенсации на приобретение методической литературы (100 рублей в месяц). Материальная поддержка молодым педагогам осуществляется также в виде единовременной выплаты (подъёмные) в размере 20 000 рублей. Аналогично строится работа и в Поддорском, Маловишерском муниципальных районах.

Решение жилищных проблем связано также с предоставлением служебного жилья. Служебным жильем обеспечены молодые специалисты в Шимском, Солецком, Крестецком и Маловишерском муниципальных районах.

В Демянском районе руководителями образовательных учреждений организуется взаимодействие с Главами Демянского городского поселения, Кневицкого сельского поселения, Ямникского сельского поселения по вопросу предоставления жилья молодым специалистам.

Особым направлением работы является  привлечение молодых педагогов к участию в областной целевой программе «Ипотечное жилищное кредитование молодых учителей Новгородской области  на 2012 -2013 годы».

В рамках развития областной целевой программы «Ипотечное жилищное кредитование молодых учителей Новгородской области  на 2012 -2013 годы» на областном уровне приняты и действуют следующие документы:

- письмо комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области от 25.03.2013 № 328-рг "О приёме документов по программе ипотечного кредитования молодых учителей";

- Постановление Администрации Новгородской области от 02.04.2013 г. №146 "О внесении изменений в областную целевую программу "Ипотечное жилищное кредитование молодых учителей общеобразовательных учреждений Новгородской области на 2012-2013 годы";

- приказ комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области от 19.04.2013 № 356 "Об утверждении сводного списка молодых учителей, желающих получить субсидию по программе "Ипотечное жилищное кредитование молодых учителей общеобразовательных учреждений Новгородской области на 2012-2013 годы".

В 2012 году улучшили жилищные условия за счет участия в этой программе  36 молодых учителей, а в 2013 году - планируют еще 28 человек.

Анкетирование молодых специалистов показывает, что  48% опрошенных живут с родителями, 16% имеют собственное жилье, 4% - съемное жилье, 11% -ипотека.

Остановимся на следующем направлении поддержки и привлечения  молодых специалистов, а именно: разработке системы стимулирования.

Решение этой задачи связано с совершенствованием новой системы оплаты труда в части распределения стимулирующих выплат, внесением соответствующих изменений в локальные акты (в приложении - Положение о материальном и моральном стимулировании педагогических работников и сотрудников МАОУ «Гимназия №4» Великого Новгорода).

Размеры стимулирующих выплат составляют: в Окуловском муниципальном  районе - 6500 рублей, в  Пестовском  муниципальном районе - 2147 руб., в  Старорусском муниципальном  районе - 2900 руб., в  Хвойнинском муниципальном районе -  5000 руб., в  Чудовском муниципальном районе - 5000 руб, в  Шимском муниципальном  районе -5000 руб., в Боровичском муниципальном районе – от  2000 до 5000 руб, в г.Великий Новгород и Новгородском районе - от 1700  до 6000 рублей. Поддорский муниципальный район, совершенствуя новую систему оплаты труда в части распределения стимулирующих выплат, для молодых специалистов ввел ежемесячный дополнительный повышающий коэффициент в размере 0,43 к минимальному окладу.

Данные подтверждаются результатом анкетирования, в котором все опрошенные отметили, что имеют стимулирующие выплаты от 2 до 5 тысяч рублей ежемесячно.

Что касается методического сопровождения, стоит отдельно выделить  опыт работы муниципального автономного образовательного учреждения повышения квалификации специалистов «Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов» Великого Новгорода:

  1. Школа  молодого специалиста.

Так, по результатам 2011-2012 гг. ее посещало 60 педагогов (32-из школ, 28- из ДОУ).

В рамках работы Школы молодого специалиста для молодых  педагогов проводится система мероприятий, среди которых: обучающие семинары; научно-практические конференции, в т.ч. проводимые совместно с преподавателями НовГУ; выездные семинары-тренинги, и др. Ссылаясь на статистические данные, по результатам 2011-2012 гг. таких мероприятий было проведено 11.

  1. Стажировки на базе Комплексов инновационного развития и Центров результативного опыта.
  2. Конкурсы педагогического и управленческого мастерства, в рамках которых используются разные формы работы, так, например, практические занятия, конференции (в прошедшем году проведена научно-практическая конференция «Инновационный опыт- основа модернизации образования»).
  3. Издательская деятельность.

Информационно-издательским отделом ИОМКР Великого Новгорода только за прошедший учебный год подготовлено к выпуску 24 издания общим тиражом 3260 экз.  (для сравнения в 2010-17 изданий), из которых практически все содержат материалы, позволяющие педагогам осуществлять учебный процесс в соответствии с ФГОС и ФГТ. Данные материалы представляют особый интерес для молодых специалистов.

В приложении – информация о работе с молодыми специалистами в 2012-2013 учебном году и программа работы с молодыми специалистами на 2011-2012 учебный год, представленные МАОУ ПКС «Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов».

Одной из форм методической поддержки молодых специалистов являются конкурсы профессионального мастерства. В этом году инновацией стало то, что  в областном  конкурсе педагогического мастерства  «Учитель года» молодые специалисты могли  принимать участие как самовыдвиженцы, минуя этапы образовательного учреждения и муниципальные конкурсы, что представляет большой интерес для развития  процессов стимулирования и поддержки молодых специалистов.

Предоставление методической помощи молодым специалистам  со стороны методических объединений, методических кабинетов подтверждается результатами  опроса (отмечает 50 % опрошенных). Как отмечено в анкетах, молодые педагоги получают помощь, выраженную в предоставлении методических материалов, помощь в работе с документами, консультационную поддержку, через предоставленную возможность прохождения курсовой подготовки, в т.ч. по ФГОС.

Аналитические материалы, представленные Поддорским муниципальным районом, содержат ссылки на оказание методической  помощи молодым специалистам, среди которой - методические дни, фестивали педагогических идей, конкурсы «Учитель года» и т.д.

Интересно строится работа муниципальных районов  с выпускниками и студентами.

Так, в Шимском, Солецком муниципальном  районе организуются встречи со студентами, заканчивающими учебные заведения, проводится систематическая работа с выпускниками образовательных учреждений по целевой контрактной подготовке.

Большая работа проводится Окуловским муниципальным районом, где проводится профориентационная работа по привлечению выпускников образовательных учреждений для обучения педагогическим специальностям,  проводится анализ информации о выпускниках, поступающих на педагогические специальности, заключаются контракты на обучение по специальностям педагогического профиля.

В Демянском муниципальном районе организуются встречи выпускников педагогических специальностей университета, осуществляется взаимодействие с областным автономным образовательным учреждением Боровичский педагогический колледж. Проведение конкурсов среди обучающихся общеобразовательных учреждений «Будущий педагог»,  направлено на выявление лиц с высокой мотивацией на педагогическую профессию.

В Поддорском муниципальном районе проводится ежегодное прогнозирование потребности в педагогических и руководящих кадрах образовательных учреждений, формирование муниципального заказа в учреждения  профессионального образования на подготовку педагогических кадров.

Встречи со студентами, обучающимися в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» проводятся в Поддорском, Окуловском муниципальных районах.

В Боровичском районе и г. Великий Новгород наличие работы с выпускниками и студентами как будущими представителями педагогической профессии подтверждается результатами опросов молодых педагогов, в которых они отмечают проведение факультативов в образовательных учреждениях, в педагогическом колледже г. Боровичи и Боровичского района; дней открытых дверей в Великом Новгороде; встреч, конференций и студенческих практик в Новгородском государственном университете имени Ярослава Мудрого. В анкетах среди прочего указывается посещение образовательных учреждений, организация встреч с Главами администраций и директорами школ, в частности, Великого Новгорода и области, работодателями из муниципальных  районов Новгородской области (данные сведения отражены у  84% опрошенных).

Не менее значимой является работа Солецкого, Демянского, Шимского, Поддорского муниципальных районов по информированию молодых специалистов на официальных сайтах о существующих вакансиях. 36 % опрошенных молодых специалистов Великого Новгорода, Боровичского и Старорусского районов также пользуются сайтами муниципальных районов.

Актуальным направлением в работе с молодыми специалистами  является возрождение Школы наставничества.

В федеральном электронном мониторинге НОИ «Наша новая школа» по направлению «Совершенствование учительского корпуса» одним из показателей является «численность учителей, которые являются наставниками для молодых специалистов».

Согласно его данным, численность учителей области, которые являются наставниками для молодых специалистов, на декабрь 2012г., составляет 163. Наибольшее число наставников - в Великом Новгороде (84), Боровичском районе (17), Старорусском районе (14).

Из общего количества наставников численность учителей, которым была оказана моральная поддержка (присвоение званий, награждение и т.д.), составляет 42 человека. Так, в Великом Новгороде эти цифры составляют 17 из 84,   Боровичском-9 из 17, Старорусском-8 из 14.

Из общего количества наставников 112 –ти была оказана материальная поддержка (доплаты из стимулирующей части фонда заработной платы, выплаты по отдельно принятым нормативным правовым актам и т.д.).

В аналитических материалах от муниципальных органов управления образования, предоставленных Департаменту образования, науки и молодежной политики Новгородской области, отражены некоторые формы наставничества, такие как беседы, предоставление методических материалов, консультации (в частности, по информации, поступившей из Маловишерского муниципального  района).

Проведенный опрос среди молодых специалистов позволяет констатировать наличие наставников у 42 % опрошенных из Великого Новгорода, Боровичского и Старорусского районов. Другие опрошенные отмечают полезность наставничества и видят ее в оказании помощи в  разработке и оформлении документов, в посещении  и анализе уроков, консультировании, отборе содержания при подготовке уроков,  методической поддержки, в решении воспитательных проблем (в частности, например,  вопроса с дисциплиной на уроке).

По вопросу работы педагогических классов заслуживает внимания опыт работы ОАО УСПО «Боровичский педагогический колледж». Ими осуществляется подготовка учащихся  в классах с педагогическим профилем, что нормативно закреплено в Положении о предпрофильной подготовке (в приложении – Положение о предпрофильном отделении «Классы предпрофильной подготовки», Сведения о количестве обучающихся в классах продпрофильной подготовки ОАОУ СПО БПК).

Вместе с тем, анализ и обобщение опыта по привлечению молодых специалистов на работу в образовательные учреждения Новгородской области, возрождению школы наставничества и  работы педагогических классов позволил сформулировать некоторые проблемы и пути их решения.

Так, одной из проблем является низкий уровень привлечения  молодых специалистов в государственные образовательные учреждения, где наблюдается снижение количества пришедших на работу в 2012, 2013 г.г. (7 и 5 соответственно). С целью решения этой проблемы, на совещании Департамента образования, науки и молодежной политики Новгородской области, было предложено включить показатель «привлечение молодых специалистов в образовательные учреждения области»  при установлении надбавки  руководителям государственных образовательных учреждений. 

В целом, для реализации государственной политики в области образования, прописанных в «Дорожной карте» области, необходимо продолжать разработку и согласование направлений деятельности по привлечению молодых специалистов в образовательные организации и проведению мониторинговых  исследований  эффективности этого процесса.